bazork

Селение Базоркино

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Селение Базоркино » Персоналии » Базоркин Мочкхо Байсарович


Базоркин Мочкхо Байсарович

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

http://sa.uploads.ru/1OikC.jpg

Родился Мочкхо в 1817 году в семье прапорщика царской армии из рода Эги ваьра Газд в Камбилеевском хуторе, в тех местах, где сейчас находится село Базоркино. Обучался он в Тифлисской духовной семинарии – единственном учебном заведении на всем Кавказе. В те времена наши предки были язычниками, поклонялись Богу Гал-Ерда (его именем клялись на верность России в 1810 году). Многие несведущие современники неверно толкуют о том, что Мочкхо принял православие, будучи мусульманином. На самом деле это не соответствует действительности. Он поступал на учебу в духовную семинарию будучи язычником, а в таком учебном заведении могли учиться только христиане, поэтому он принял православие, его нарекли именем Сергей сыном Базорки (от Байсара).

Итак, из Байсара Мочкхо (ингушский вариант) он становится Базоркиным Сергеем Федоровичем. Для многих непонятно русское звучание фамилии Базоркиных, так как в обычном общепринятом нахском варианте она должна была звучать как Боазаркъа наькъан.

В вышеназванной духовной семинарии Мочкхо успешно изучал российскую грамматику, чтение, письмо, краткий курс священной истории, арифметику, Закон Божий, географию, всеобщую историю, кроме родного ингушского языка знал и свободно говорил на языках грузинском, осетинском и чеченском. Для тех времен это был высокий уровнь знаний.

В службу царскую вступил 18 декабря 1838 года переводчиком в Управление владикавказского коменданта, затем в 1841 году был назначен приставом алагирского и куртатинского народов, в феврале 1843 года был переведен на службу к приставу ингушевского и карабулакского народов в качестве переводчика, потом назначен помощником пристава и одновременно заведовал Камбилеевскими хуторами, где и было основано из тогдашних хуторов село, названное его именем Мочкий-Юрт, или в русском варианте – Базоркино. Чтобы перечислить все награды, полученные им за свои легендарные организаторские способности и добрые дела, потребуется много времени, поэтому мы ограничимся основными из них:

1846 год – Всемилостивейше награжден орденом Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость»;

1848 год – награжден орденом Святой Анны с бантом;

1849 год – произведен в штабс-капитаны;

1850 год – награжден бриллиантовым перстнем самим наследником государя во время его приезда во Владикавказ и т. д.

Для тех времен это был высочайший уровень достоинства – успехов в общественной и политической жизни.

Но не за высокие награды и ратные подвиги слагали народы легенды и песни о достойнейшем сыне ингушского народа, а за его добрые дела. Здесь уместно их перечислить, как и те награды.

В то трудное время, когда на Кавказе шла ожесточенная война, которая длилась долгие годы, гибли целые народы и племена. Своей дальновидной политикой он вместе с верными соратниками вел свой маленький народ не к пропасти и гибели, а, умело обходя крутые повороты истории и военного лихолетья, вывел его из пропасти. Этим историческим подвигом он сохранил свой народ, сохранил Ингушетию – свою Родину – для грядущих поколений.

Его гибкий ум, неиссякаемая энергия и дальновидная политика в долгое лихолетье войны не только сохранили маленький народ от исчезновения с лица земли, но указали путь к жизни мирной и нравственно здоровой. Не случайно он в памяти народной является идеалом мужества, добра и патриотизма.

По словам самого Кунта-Хаджи, «Дала даькъал вир Мочкха къаман яхь йолаш саг из хилирах». По завету своего Устаза мюриды ислама совершили «мух» – обряд священной молитвы, как мусульманину, умершему Мочкхо.

http://sb.uploads.ru/j6vfC.jpg
Мочко Базоркин со свояченицами Жукаевыми из с. Ольгинского

Родовой склеп Мочкхо, сооруженный из кирпича, находился во дворе его потомков, под небольшим холмиком-могилой. Там, в подземелье, с трудом помещались два деревянных гроба славной четы Базоркиных – Мочкхо и его жены Хамбешар. Конечно, этой святыни нет сейчас, она стерта с лица земли.

В день нашего выселения 23 февраля 1944 года родовой склеп семьи Мочкхо врагами нашими был вскрыт, гроб с его останками был извлечен и публично сожжен. История эта рассказана нам покойным Идрисом Базоркиным.

Внук Байсара Мочкхо Сергей Базоркин (назван этим именем в память великого своего деда) жив и здоров, живет в настоящее время в г. Карабулаке и имеет шестерых сыновей и двух дочерей, множество внуков. Несмотря на свой солидный возраст, выглядит вполне бодро, отличный собеседник, при хорошей памяти; лицом, а особенно усами, смахивает очень на своего легендарного деда. Фотографии Мочкхо не было. Узреть образ человека-легенды помог неожиданный случай. Правнучка Мочкхо, представительница другой национальности, 85-летняя старушка, прислала из Москвы в 1976 году Идрису Базоркину редчайшую фотографию, где Мочкхо снят стоящим около сидящих своячениц.

Из документов тех времен четко просматривается решение царского правительства: карабулаки (плоскостные ингуши) подлежат или поголовному уничтожению, или поголовному переселению. На деле применили и то, и другое. До переселения карабулаков в Турцию их села просто уничтожались, а когда при посредничестве Мусы Кундухова (осетинский генерал) была достигнута договоренность, началось поголовное переселение карабулаков в эту мусульманскую страну. Остаться мог только тот, кто мог себя причислить к галгаям или еще к какому-нибудь этносу.

Мочкхо, как патриот своего многострадального народа, помог многим остаться дома под видом другой национальности. Судьба карабулакского народа была перечеркнута царскими сатрапами. Основная часть его была переселена в Турцию, а остальные растворились в массах чеченцев и ингушей.

Умудренные жизнью старцы шли к Мочкхо набираться ума-разума. Задавали ему самые каверзные вопросы, на которые он легко и просто отвечал. Среди них звучал и такой вопрос: «Какая самая неотвратимая беда может постигнуть настоящего горца-мужчину?» Среди возможных несчастий они перечисляли: ограбление с уводом коня разбойниками в пути, отнятие любимой женщины, убийство отца и брата и т.д., но ни одно из них не подтвердил Мочкхо как подлинную беду для настоящего горца-мужчины. Тогда старцы попросили Мочкхо назвать эту неотвратимую и ничем не исправимую беду. Он ответил: «Не исправимая ничем беда – непутевые сыновья».

Муса Аушев

0

2

прав был Мочко-никчемные сыновья-это самая большая трагедия........

0


Вы здесь » Селение Базоркино » Персоналии » Базоркин Мочкхо Байсарович